Психологические особенности детей с ранним детским аутизмом
Проблема раннего детского аутизма (далее РДА) является одним из важных направлений исследований в психологии. Детский аутизм – это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами.
Необходимо знать, что «аутизм» - это медицинский диагноз, и первичная диагностика должна проводиться медицинскими работниками, цель которых – дифференцировать РДА от других нарушений развития (например: олигофрении, алалии, шизофрении). Диагноз РДА - должен ставить только врач психиатр.
Первые признаки аутизма проявляются у ребенка в течение первых двух лет жизни. Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией.
В раннем возрасте возможно несколько типов реакции по отношению к близкому взрослому(прежде всего к матери):
- Дети не реагируют на присутствие или удаление матери, не тянутся к ней, а взятые на руки остаются пассивными, не выраженность «комплекса оживления» (отсутствие фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных реакций в виде смеха).
- Возможна и негативная форма реакции при контакте с матерью, когда ребенок относится к ней недоброжелательно, гонит ее от себя и не только не обнимает, а даже стремится ударить.
- Существует также симбиотическая форма контакта, наблюдаемая у более старших детей, когда ребенок отказывается остаться без матери, тревожен при ее отсутствии (при этом он может не проявлять к ней ласки и нежности
Правила общения с аутичными детьми:
- Как бы ни было трудно, принимать ребёнка таким, какой он есть.
- В любой ситуации исходить только из интересов ребёнка.
- Изо дня в день строго придерживаться определённого режима и ритма жизни ребёнка, подстраивать под этот режим распорядок дня всей семьи.
- Соблюдать ежедневные ритуалы, обеспечивающие безопасность ребёнка.
- Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте (плач, крик, необычное поведение: потряхивание руками, раскачивание и т.д.).
- Как можно чаще разговаривать с ребёнком, стараясь установить с ним вербальный (речевой) контакт.
- Обеспечивать комфортную обстановку для общения и обучения как дома, так и в детском коллективе.
- Терпеливо объяснять ребёнку смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, картинки и т.д.).
Психолог УЗ «Слонимская ЦРБ» Пороль О.В.